http://joomlarulit.com/

III Международная научно-практическая интернет-конференция «Образ педагога XXI века: аттестация как ресурс профессионального развития, саморазвития и самосовершенствования»

 

Главная Пресс-релиз Информационное письмо Программа

Пленарное заседание Секция 1 Секция 2 Секция 3 

Дискуссионный клуб   Анкета Инструкция

Секция 1. Перспективы развития системы образования в России

 

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Мякшина Раиса Владиморовна,
ГАОУ ДПО
«Архангельский областной институт открытого образования»,
методист, Россия, г. Архангельск

Комментарии   

+1 #1 Саркисова Карина Рубеновна 13.04.2018 09:16
Актуальность статьи не вызывает сомнений, т. к. современный образовательный процесс призван дать обществу конечный продукт своего труда в виде компетентной личности выпускника, который способен реализоваться в обществе, что полностью соответствует задачам модернизации российского образования.
Цитировать
0 #2 Зоя Владимировна 20.04.2018 08:48
Огромное спасибо за статью!!
Цитировать
+1 #3 Мордвинова Ирина Николаевна 20.04.2018 10:00
Заполняя анкету нам предлагали определить значимость в работе педагогов различных составляющих. Мне кажется ответ на этот вопрос содержится в этой статье. Профессионализм педагога основан на: хорошем и прочном знании своего предмета, владении педагогическими технологиями. понимании возростных особенностей детей, их потребностей. Грамотное целеполагание своей деятельности, которая будет способствовать воспитанию и развитию ребенка.
Цитировать
-1 #4 Морозова Елена Николаевна 20.04.2018 11:28
С большим интересом прочитала статью. Многие вопросы заставляют задуматься. Но, работая в дошкольном образовательном учреждении, хотела бы поделиться несколькими подходами к рассмотрению вопроса «качества образования» с позиции каждого участника дошкольного образования.
Для детей - это воспитание и обучение в интересной для них игровой форме.
Для родителей - это эффективное воспитание и обучение детей, то есть обучение по программам, хорошо готовившим детей к школе:
• обучение без утомления;
• сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
• успешность обучения;
• поддержание желания детей учиться;
• обеспечение возможности поступлении в престижную школу;
• обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография и т.д.)
Для воспитателей - это, во-первых, положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения, родителями:
• успешное выполнение всех учебных программ всеми детьми;
• оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;
• поддержание интереса детей к учебному процессу;
• успешное развитие детей в процессе их обучения;
• сохранение физического и психического здоровья детей;
• рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
• обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.
Для руководителя - это:
• высокая оценка деятельности ДОУ воспитателями, родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития дошкольного учреждения;
• сохранение здоровья детей;
• успешность деятельности педагогов и детей;
• полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.
• рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;
Развитие системного подхода к управлению качеством берет свое начало с разработки стандартов качества продукции Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2006. - с. 26. Под «качеством продукции» понимается совокупность потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя (в нашем случае потребителем является социум, точнее - семья, родители воспитанников). Набор этих качеств определяют стандарты. Затем выбирают эталоны качества, и достигнутое качество сопоставляется с эталоном. В статусе такого временного ГОСТа дошкольного образования действуют «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ» (приказ Министерства образования РФ от 22.08.96г. № 448). В нем сформулированы основные требования к условиям пребывания детей в дошкольных учреждениях, а обеспечение качества образовательных услуг рассматривается как соблюдение требований к программному обеспечению образовательного процесса и педагогическим технологиям, характеру взаимодействия взрослого и ребенка, а также к развивающей среде детского сада.
Проблемой управления качеством образовательных услуг ДОУ и дошкольного образования в целом занимаются многие современные исследователи:К.Ю. Белая, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, Л.И. Фалюшина, П.И.Третьяков и др.
Однако конкретных механизмов ее решения в детском саду наукой пока не разработано, поэтому приходится обращаться к анализу методической литературы по созданию менеджмента школы.
Характерным для такой литературы, по мнению Л.Ю. Фалюшиной, Л.И. Фалюшина «Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении». - М.: АРКТИ, 2003. - с. 14, является то, что в ней в качестве универсального средства решения всех проблем даются рекомендации по осуществлению педагогического контроля и анализа. Причем одни авторы акцентируют внимание на результатах педагогического труда (М.М. Поташник, Т.П. Третьяков и др.), другие (Ю.А. Конаржевский и др.) - на процессе педагогической деятельности. Таким образом, оказывается не востребованным такое направление, как управление качеством условий.
Между тем, управление качеством условий наравне с управлением качеством процесса и результата входит в систему анализа качества современного дошкольного образования.
Качество образования в ДОУ рассматривается как «степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития ДОУ на основе требований и стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей)» - Н.А. Виноградова. С этой точки зрения качество образования изучается в трех аспектах: качество условий, качество процесса образования, качество результатов.
Современная наука и практика определяет следующие направления совершенствования условий:
Прежде всего, это финансирование ДОУ, т.е. определение гибких нормативов финансирования, переход их на долевое финансирование, проведение глобального мониторинга за расходованием бюджетных средств и др.
Второе направление совершенствования качества условий образования касается вопросов кадрового обеспечения ступени дошкольного образования и повышении профессиональной компетентности педагогов. Здесь можно говорить о совершенствовании процесса подготовки специалистов через разработку комплекса программ, построенных по блочно-модульному принципу, имеющих инвариантную и вариативную части и учитывающих интересы и уровень развития способностей студентов и слушателей курсов повышения квалификации. В свою очередь, уже работающим специалистам необходима постоянно пополняющаяся информация о наличии программ, методических комплектов к ним, традиционных и нетрадиционных технологиях, количество которых постоянно увеличивается. Наконец, решение проблемы управления качеством условий дошкольного образования требует повышения управленческой культуры руководителей ДОУ: создание условий для повышения качества образовательного процесса в ДОУ, овладение технологией управления качеством работы и др.
Цитировать
0 #5 Авгусманова Татьяна Валерьевна 20.04.2018 14:01
Уважаемая Раиса Владимировна, спасибо за статью! Вы поднимаете очень важную тему разработки и обоснования сбалансированной системы показателей оценки качества образования. Особенно привлек внимание блок «Оценка качества управления профессиональным ростом педагогов», но формат статьи не позволяет познакомиться с ним подробнее. Успехов вам в ваших исследованиях.
Цитировать
+1 #6 Иркова Нина Ильинична 20.04.2018 15:37
Качество образования во многом определяется профессионализмом педагога. Спасибо за статью.
Цитировать
-1 #7 Колмыкова Инна Евгеньевна 21.04.2018 10:42
Представленные в статье механизмы оценки качества образования на основе сбалансированной системы показателей затрагивают проблему необходимости и достаточности показателей, по которым можно объективно определить работу учебной организации в целом и каждого педагога в отдельности.
Если с предметной областью все понятно, и на данный момент существует система внутреннего и внешнего контроля для оценки качества, то с показателями оценки личностных образовательных результатов сложнее.
В статье предложены следующие:
• степень социализированности и воспитанности;
• сформированность учебно-познавательной мотивации;
• сформированность семейных ценностей, восприятие здорового образа жизни как основы жизнедеятельности и т.п.
Для оценки реализации ключевого фактора «Качество воспитательной работы» предусмотрены показатели, характеризующие:
• структуру и содержание системы воспитательной работы;
• эффективность реализации программ воспитательной работы;
• работу с родителями как потребителями и участниками образовательного процесса.
Для каждого показателя нужны четкие критерии.
Из опыта работы могу сказать, что существующие на данный момент системы оценки уровня воспитанности и оценки личностных результатов (даже по 17 показателям) не дают объективной картины, так как оцениваются учителями, через их субъективное понимание соответствия у обучающегося показателям мониторинга.
Как реально просчитать степень социализированности или сформированности семейных ценностей?
Не стоит забывать, что «учитель – профессия дальнего действия», а мониторинги проводятся «здесь и сейчас», начиная с начальной школы.
Необходимо учитывать динамику и соответствие возрасту. Но, чем больше учитывается нюансов, тем объемнее становится мониторинг.
Также в статье затрагивается сразу 2 механизма оценки: организации в целом и педагога. Причем в статье они идут друг за другом.
« Используя сбалансированную систему показателей, целесообразно оценить профессиональную компетентность педагогов на основе следующих показателей:
• динамика профессиональной компетентности учителя в разрезе предметов; • эффективность деятельности методических объединений;
• реализация программ инновационной и экспериментальной работы;
• взаимосвязь деятельности библиотеки, медиатеки с динамикой качества образовательной деятельности;
• деятельность по социальному, психологическому, тьюторскому сопровождению.
В сбалансированной системе показателей обязательно должна присутствовать составляющая «Оценка качества управления», позволяющая выявить ресурсы для инновационного развития образовательной организации.
Для оценки качества управления предлагаются следующие показатели:
• уровень управленческой компетентности субъектов управления;
• эффективность управления материально-технической базой образовательного учреждения;
• качество управления образовательным процессом (состав и структура внутришкольного контроля как ресурса управления);
• качество управления документооборотом образовательной организации;
• эффективность управления ростом профессиональной компетентности педагогов.
Обязательной составляющей сбалансированной системы показателей оценки качества образования должна являться составляющая «Оценка качества управления профессиональным ростом педагогов», соответствующая ключевому фактору «Профессиональная компетентность педагога».
В рамках данной составляющей предлагается совокупность показателей, позволяющих оценить качество профессиональной деятельности педагога:
• показатели профессиональной компетентности в области «Обучение»;
• показатели профессиональной компетентности в области «Воспитательная работа»;
• показатели профессиональной компетентности в области «Развивающая деятельность».
Тогда возникает вопрос, при данном варианте оценки качества образования, как будут влиять показатели качества управления на оценку деятельности педагога.
Следует создать 2 системы: механизмы оценки качества образовательной организации и педагога.
Статья Мякшина Р.В. затрагивает очень важные вопросы показателей оценки качества образования.
Учитывая тот факт, что учитель – профессия массовая, а школы разноуровневые по статусу и контингенту обучающихся, показатели эффективности работы учителя и образовательной организации в целом должны быть простыми и понятными, при этом реально достижимыми, оптимальными и сбалансированными.
Учитель, начиная свою деятельность должен понимать, что от него требуется, над достижением каких результатов необходимо работать, и выстраивать в соответствии с этим свою работу.
Цитировать
0 #8 Марина Александровна Захарова 21.04.2018 16:05
актуально, спасибо автору
Цитировать
0 #9 Миронова Татьяна 22.04.2018 11:45
Огромное спасибо за статью! Качество образования определяет будущее, а профессионализм педагога - качество образования!
Цитировать
0 #10 Акулинина Светлана Сергеевна 22.04.2018 14:04
Добрый день! Спасибо автору, статья интересная.
Цитировать
0 #11 Гончаренко Галина Викторовна 22.04.2018 17:14
Большое спасибо за статью! Внутренний аудит - одно из ключевых направлений деятельности администрации школы. От корректности результатов зависит дальнейший вектор развития образовательной организации. Ваша информация была очень полезна.
Цитировать
0 #12 Ольга Спиридович 22.04.2018 19:17
Очень актуальная статья в наше время. Спасибо автору.
Цитировать
+1 #13 Добычина М.С. 22.04.2018 23:38
Добрый вечер! Статья очень актуальная, так как поможет в разработке адаптированных рабочих программ обучения учителям-предметникам по критериям оценивания обучающихся с ОВЗ. Спасибо автору.
Цитировать
+1 #14 Булова Надежда Фёдоровна 23.04.2018 07:01
Спасибо за статью! изложенные в этой статье принципы работы можно взять за основу работы всем педагогам, а также методистам .
Цитировать
0 #15 Федодеева Лариса Ивановна 23.04.2018 22:03
Статью прочитала с интересом. Впервые узнала о Концепции сбалансированной системы показателей, которая предлагает удобную систему оценки КАЧЕСТВА образования и ясный стратегический подход к УПРАВЛЕНИЮ образовательным процессом. Думаю, что оценивать качество образовательной деятельности в школе или детском саду по четырем сбалансированным составляющим (качество управления, качество результатов, качество процесса, качество управления профессиональным ростом педагогов) очень правильно!
Цитировать

Добавить комментарий

Правила добавления комментариев

Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика